Многие российские производители сейчас ищут возможность для расширения производства и выхода на новые рынки сбыта.
Одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся сегментов на текущий момент является судостроительная отрасль. В 2019 году Правительством России было издано Распоряжение № 2553 о Стратегии развития отечественного судостроения до 2035 г., которая последовательно реализуется и предусматривает широкий спектр инвестиций и других мер господдержки для этой отрасли, реализуемых рядом нормативно-правовых актов.
Согласно Стратегии развития отрасли в период до 2035 года отечественные судостроительные предприятия должны построить около 4000 судов различных классов, при этом стоимость судового комплектующего оборудования (СКО) может составлять до 75% от стоимости судна.
Объем рынка огромный и в ближайшие годы будет только расти. Однако, при выходе на этот рынок с различным комплектующим оборудованием (кранами, арматурой, кабелем и т.п.) производители понимают, что для начала работы им нужно, помимо внесения своей продукции в Реестр Минпромторга согласно Постановлению №719, пройти экспертизу так называемых классификационных обществ – Морского (РМРС) и/или Речного Регистра (РКО), при успешном прохождении которой сами они получают свидетельство о признании изготовителя, а их продукция — свидетельство типового одобрения (СТО).
Прохождении освидетельствования в обоих Регистрах с помощью сторонних консалтинговых компаний позволяет существенно уменьшить время освидетельствования, но требует финансовых затрат.
Поэтому многие производители хотели бы самостоятельно пройти процедуру сертификации судового оборудования в классификационных обществах. Что же для этого нужно сделать?
Для получения Свидетельства о типовом одобрении (СТО) — документа Регистра, удостоверяющего, что свойства, параметры, характеристики типового материала или изделия удовлетворяют требованиям того или иного Регистра необходимо через сайт подать заявку с приложением технической документацией на материал, изделие, программное обеспечение или технологический процесс, а также программу испытаний. Объем представляемых документов в каждом случае определяется с учетом типа материала или изделия. При подаче заявки Заявитель обязан уведомить Регистр обо всех юридических лицах, участвующих в проектировании, изготовлении или в сборке конечного материала или изделия.
Проверка соответствия или признание Регистром предприятия будет включать в себя рассмотрение документов, подтверждающих соответствие предприятия требованиям РС, а также предусматривает освидетельствование предприятия (в т.ч. демонстрацию выполнения заявленных работ).
Для получения свидетельств на оборудование, кроме проверки организационных, технических и справочных и иных документов заявителя, его продукция должна пройти обширный комплекс испытаний и измерений.
Чтобы испытания были признаны действительными, они выполняются в аккредитованной лаборатории или, если проверочные испытания проходят в неаккредитованной лаборатории или на производстве у заявителя, то участие в них регистровых инспекторов обязательно. В какой именно лаборатории проводить испытания порекомендует Регистр.
После прохождения всех процедур, одобрения конструкторской документации и при положительном заключении испытательной лаборатории Регистр выдается СТО на срок до 5 лет.
Параллельно с процессом сертификации продукции в РМРС или РКО, производителю необходимо также получить Заключение Министерства промышленности и торговли РФ о подтверждении производства промышленной продукции на территории России. Такое Заключение позволит получить производителю значительное преимущество при проведении закупок в судостроительной отрасли. Получить его самостоятельно очень сложно и тут уже лучше не экономить, а воспользоваться помощью профессионалов.
Таким образом, комплексный подход в оформлении документов (свидетельств Регистра, заключений Минпромторга, сертификатов и т.п.), обеспечит российскому производителю конкурентное преимущество и гарантирует эффективное продвижение на рынок судостроительной отрасли.