импортозамещение нефтегаз

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ.

Нужно ли России импортозамещение в нефтегазовой отрасли? Что поставлено на карту?

Про импортозамещения все говорят много и часто. Можно сказать, что в России импортозамещение – это «наше всё». С ним все вроде бы ясно и не допускается двояких толкований.

Однако, если попытаться проанализировать ситуацию более глубоко, то окажется, что все далеко не так просто. Очень важно, чтобы желание поскорее развить собственное производство не мешало принимать на федеральном уровне взвешенные решения, обеспечивающие стабильное развитие всей экономики Российской Федерации.

Важно, чтобы курс на импортозамещение не превратился в технологический железный занавес, отделяющий Россию от передовых мировых разработок в области нефтегаза. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях и Президент РФ В.В.Путин. Нельзя рассматривать импортозамещение как панацею. Она должна стать драйвером экономического подъема и технологической модернизации страны, а не забором, отделяющим Россию от лучших мировых достижений и тормозящим наше развитие.

Нужно не только продекларировать, что все будет локализовано, но еще и понимать, кто это будет делать, какими силами, при какой цепочке кооперации, с привлечением каких российских научно-технических разработок, когда, как… вопросов пока зачастую больше, чем ответов.

Не вызывает сомнения, что импортозамещение для нас жизненно необходимо. Западные санкции ударяют по самым уязвимым местам, и часто именно отсутствие собственных технологий, а не только проблемы с финансированием являются препятствием на пути развития национальных проектов.

Многое в этом направлении уже сделано и делается. Например, в выступлении Замминистра Энергетики отмечались такие проекты, как:

  • создание и  опытно-промышленная реализация отечественной технологии гидроконверсии тяжелого нефтяного сырья с  целью получения высококачественных топлив, масел и  сырья для нефтехимических процессов,
  • катализаторы глубокой переработки нефтяного сырья (на основе оксида алюминия);
  • создание отечественной технологии каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора для производства высококачественных автобензинов;
  • создание отечественного производства присадок для добычи, переработки и транспортировки нефтепродуктов, дорожного строительства и цементной промышленности;
  • создание технологии изомеризации С7-фракции;
  • промышленная реализация безотходной технологии синтеза изопарафинов (алкилбензина) на гетерогенных катализаторах.

По данным Замминистра Минпромторга М.Иванова, доля отечественного нефтегазового оборудования в 2019-2020 годах стабильно держится на уровне 43-45%.

Вместе с тем, серьезное отставание наблюдается в сфере развития собственных технологий производства и хранения сжиженного природного газа, оборудования для бурения на морском шельфе, технологий наклонного бурения, добычи сланцевых углеводородов и в ряде других направлений.

 Для ликвидации этого технологического отставания и развития собственной интеллектуально-технологической базы необходима реализация комплексных программ развития технологий и локализации производства на территории РФ. Причем речь в данном случае идет не только о финансировании, но и об организации системного процесса разработки собственных технологий и продукции под контролем национальных нефтегазовых компаний и с поддержкой государства. Именно крупные НГК и органы государственной власти должны взять на себя выстраивание интеграционных цепочек между наукой, производством, сервисными компаниями, заказчиками и финансовыми институтами. Все должны выступить единым фронтом ради решения общенациональных задач, а не быть каждый сам за себя.

необходимо поддерживать те иностранные технологические компании, которые могут и хотят делиться технологиями и развивать производство на российской земле, с участием российских кадров и с максимальным импортозамещением комплектующих. Необходимо создание испытательных технологических полигонов не только для нефтегазового, но и судового оборудования, поскольку значительная часть перспективных нефтегазоносных районов находится на труднодоступном пока морском шельфе.  Необходимо быть последовательными в разумном ограничении прав иностранных компаний на участие в нефтегазовых проектах, предусматривать  серьезны штрафы в случае отказа в выполнении ранее взятых обязательств в связи с санкциями в отношении РФ.

В  Стратегии научно-технологического развития до 2035 года обозначены технологические вызовы, есть плановые показатели, которых нужно достичь. Но главное — это объединение усилий всего научного потенциала и производственных мощностей при ключевой координирующей роли нефтегазовых компаний. Хочется, чтобы хотя бы к 2035 годы мы могли с полным правом сказать: «Российский шельф – по-настоящему наш!»

Поделиться

Связанные статьи

АНО Судпром

Производители судового оборудования создают профессиональное сообщество

Впервые в России производители судового оборудования смогут объединиться для совместного развития проектов и защиты своих интересов. 15 октября 2020г при поддержке Министерства промышленности и торговли

Back To Top