За последние 10 лет в промышленности России произошли существенные позитивные сдвиги. В судостроении листовой и профильный прокат, трубопроводы, кабельная продукция, иные материалы, применяемые на российских верфях в корпусном сборочном производстве, в основном, отечественного производства. Также стоит отметить относительно высокий уровень российского происхождения судовой мебели, дельных вещей и изделий машиностроительной части. Одновременно ряд отечественных судостроительных верфей провели техническое перевооружение с применением современных технологий, вводят цифровизацию производства на всех этапах жизненного цикла продукции.
Вместе с тем, зависимость российской экономики от иностранных поставок пока еще находится на критически высоком уровне. В частности, на судостроительных предприятия РФ доля иностранного комплектующего оборудования (СКО) все еще составляет около 60%. В условиях жестких западных санкций в России сформировался устойчивый внутренний спрос на отечественное оборудование. При этом, многие российские предприятия, производящие СКО, не загружены сегодня полностью, и готовы обеспечить выпуск широкой номенклатуры оборудования, соответствующего по качеству ведущим зарубежным аналогам.
В настоящее время действия Правительства направлены на то, чтобы ликвидировать зависимость от импорта в критических отраслях за счет гармонизации предложения и спроса. Так, 29 марта 2024 г. вступил в силу Приказ Минпромторга РФ № 1353 «Об утверждении Перечня критической промышленной продукции в судостроении на 2024 г и на плановый период 2025 и 2026 годов». Данный Перечень формировался в Минпромторге РФ исходя из задачи строительства судов всех основных типов на территории РФ, с учетом текущей фактической ситуации и мнения профессионального сообщества — производителей судового комплектующего оборудования (СКО).
В Перечень внесены преимущественно те виды СКО, которые разрабатываются и будут внедряться в серийное производство на средства государственных субсидий, предоставляемых в рамках Постановления Правительства РФ № 1872. В Постановлении определены требования к изготовителям оборудования и размеры субсидий на создание серийного производства как с учетом, так и без учета модернизации производства.
Наряду с самими судами различных типов (круизные суда, танкеры разного назначения, газовозы, сухогрузы, рыболовные, буксиры, земснаряды, различные платформы), к таким видам судового комплектующего оборудования, прежде всего относятся:
— судовые автоматизированные котлы,
— многофункциональные судовые радионавигационные станции
— насосное оборудование большой мощности в морском исполнении;
— дистанционно управляемая судовая трубопроводная арматура;
— линейка опорно-поворотных роликовых подшипников;
— судовые облегченные реверс -редукторы;
— буксировочные лебедки;
— шпили якорно-швартовные и швартовные;
— брашпильные и швартовные лебедки;
— роторные рулевые машины;
— электрические винто-рулевые колонки мощностью 15 мВт и более;
— судовые гидравлические станции.
При этом, с учетом актуальных требований Постановления №719 значительная часть эксплуатируемых в России судов могут быть признанными «построенными в РФ» только в случае российского происхождения большей части СКО, установленного на эти суда. Только это позволит набрать минимально необходимый уровень баллов, нужный для присвоения статуса «Сделано в России».
Включение конкретного вида СКО в Перечень критической промышленной продукции в судостроении означает для его производителя возможность получения поддержки в рамках различных государственных программ, что повысит привлекательность такой продукции для заказчиков и ускорит развитие серийного производства за счет стимуляции спроса.
По мнению ряда экспертов после 2026 года этот Перечень будет обновлен и существенно дополнен.