В настоящее время одной из самых обсуждаемых в самых широких кругах является вопрос развития беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) отечественного производства. Эта тема стала по настоящему острой в последние годы в связи с проведением специальной военной операции.
В настоящее время потребности российского общества обеспечиваются в значительной степени за счет БПЛА импортного (преимущественно китайского) происхождения. В связи с санкционным давлением, крупные китайские бренды не будут участвовать в российской локализации, чтобы не терять основных западных клиентов. Кроме того, фирмы из КНР имеют проблемы с сертификацией, так как часто работают на тех же частотах, что и оборудование МЧС и МВД РФ.
В феврале этого года первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов заявил, говорил, что нацпроект по разработке стратегии развития БПЛА станет основой для формирования данной отрасли в России и объединения усилий ведущих разработчиков и производителей. Эксперты констатируют ряд трудностей, которые могут возникнуть при реализации этого проекта. В частности, отмечается, что степень сложности локализации в РФ для разных видов БПЛА принципиально разная. Например, FPV-дроны (First Person View) и БПЛА самолетного типа действуют по разным принципам, у них используются совершенно разные устройства управления и другие конструктивные узлы. Тем не менее, уже до конца текущего года планируется разработать и внедрить установленным порядком ОКПД и требования к локализации производства беспилотных аппаратов, а также нормативное регулирование их применения.
В июне 2023 года Минпромторг РФ опубликовал критерии локализации БПЛА. Документ предполагает балльную систему оценки локализации дронов — необходимо набрать от 400 до 800 баллов в зависимости от типа беспилотника с поэтапным повышением минимального порога. Больше всего баллов назначается за применение российских двигателей, систем управления полетом и ПО. Если продукция признается локализованной, то производители могут получить доступ к госсубсидиям и госзаказу. В планах Минпромторга РФ также запуск программы грантовой поддержки комплектующих через Агентство технологического развития. Все это стимулирует организацию производства российских комплектующих для БПЛА.
Вместе с этим, многие эксперты указывают на ряд препятствий, которые могут возникнуть при реализации этой программы. В частности, констатируется невозможность в настоящее время производства в РФ всей требуемой номенклатуры электронно-компонентной базы для БПЛА. Другой проблемой является отсутствуют в РФ технологии производства современных литиевых батарей.
Для решения этих задач к настоящему моменту завершен ряд организационных мероприятий по регулированию использования БПЛА, а именно: утвержден упрощенный порядок использования БПЛА в сельском хозяйстве, упрощен процесс сертификации БПЛА, действует декларативный метод и организован режим «одного окна» для сертификации двигателей БПЛА, разработан общероссийский классификатор по видам экономической деятельности (ОКПД-2) для БПЛА и их комплектующих; начато обучение пилотов для управления БПЛА.
Учитывая сложность стоящих перед российской экономикой задач, очевидно, что только консолидация усилий всех задействованных государственных органов и ведущих производственных и научно-исследовательских организаций позволят преодолеть все сложности, связанные с разработкой и производством БПЛА и обеспечить требуемый уровень экономической и военной безопасности нашей страны.