На этой неделе в Санкт-Петербурге начинает работу выставка «НЕВА-2023». Это выставка является, без преувеличения, исключительным по значимости событием для всех российских предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций и государственных органов федерального и регионального уровней, связанных с судостроением, с развитием судоходства, с освоением морского шельфа России, добычей морских минеральных ресурсов, рыболовства и добычей морских биоресурсов, развития инфраструктуры морских и речных портов.
Этот форум с момента основания в 1990 г. и по настоящее время имеет статус международного и всегда привлекал очень большое количество иностранных представителей со всего мира и в качестве участников выставки, и в качестве её гостей. Форум с момента основания входит в десятку крупнейших мировых выставок морской отрасли.
Традиционный временной регламент выставки – 1 раз в 2 года и это знаковое событие в последний раз происходило в 2021 г. За это время произошли известные события, повлиявшие, в том числе, и на порядок проведения и состав участников этого международного форума
Однако, несмотря на жесткое санкционное давление на российскую экономику и общество со стороны стран коллективного Запада, выставка сумела привлечь международных участников и на этот раз.
Особенностью этой выставки является то, что представители всех направлений, связанных с морской техникой, могут в короткое время проведения форума «вживую» встретиться на одной площадке с представителями практически всех значимых предприятий и организаций отрасли, «сверить часы» с партнерами, с которыми уже установлены деловые отношения, а также установить новые деловые и личные контакты, провести переговоры в режиме живого общения. Стоит отметить, что формат выставки чрезвычайно этому способствует.
Кроме того, на выставке гостям возможно не только присутствовать на сессиях специализированных «круглых столов», но и участвовать в их работе, где в форме экспертного диалога идет обсуждение самых насущных проблем морских отраслей и предлагаются способы из решения.
Стоит отметить, что проведение форума совпало по времени с началом процесса реформирования деятельности основного «игрока» российского судостроения — государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), от деятельности которой напрямую зависят заказчики многих видов судов и практически все российские производители судового комплектующего оборудования.
Безусловно, многие участники и гости форума рассчитывают прояснить ситуацию относительно планов корпорации, как на ближайшее время, так и в стратегическом плане.
Кроме ОСК на форуме безусловно будут обсуждаться и другие участники российских судостроительных проектов.
Отдельными чрезвычайно важными темами для обсуждения на форуме станут проблемы, связанные с импортозамещением судового комплектующего оборудования (СКО), меры государственного стимулирования этого процесса и поддержки производителей СКО.
Стоит ожидать самого широкого обсуждения проблем организации производства главных судовых двигателей, винто-рулевых колонок широкого типоряда, судовой гидравлики и некоторых других видов СКО с учетом жестких требований российского законодательства по импортозамещению, а именно согласно «балльного подхода», определяемого Постановлением Правительства РФ №719.
Особый интерес вызывает участие в форуме ССК Звезда (п.Большой Камень), чей успешный опыт строительства уникальных для РФ судов привлекает в последнее время всеобщее внимание и подлежит внимательному изучению.
Необходимо отметить участие в форуме Госкорпорации «Росатом», которая с каждым годом все активнее участвует в производстве оборудования для судостроительной отрасли. С учетом высокого научного и инженерно-технического потенциала корпорации, такое участие безусловно положительно скажется на процессе импортозамещения СКО.
Для заказчиков судов и для судостроительных предприятий безусловный интерес должно вызвать участие в форуме Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), участие которой в судостроительных проектах может облегчить и ускорить процесс импортозамещения в судостроительной отрасли.
Традиционный участник форума «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС) также представляет актуальный интерес с точки зрения внедрения технологий импортозамещения.
Выражаем надежду на то, что работа форума поможет преодолеть российской судостроительной отрасли ограничения, связанные с санкционным давлением, определить какие первоочередные проблемы предстоит решить, а также поставить приоритетные цели развития на годы вперед.