Отечественная радиоэлектронная продукция (РЭП) при поддержке российского Правительства в последние годы активно развивается, ставя перед собой задачу достичь качественных характеристик зарубежных аналогов. Для стимулирования производства РЭП 10 июля 2019 г. было принято Постановление N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации». Этот документ опирается на требования к производству РЭП, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
Постановление №878 непрерывно совершенствуется. В частности, Постановлением от 6 декабря 2021 г. № 2213 определены изменения в процедуре допуска РЭП Евразийского экономического союза к государственным и муниципальным закупкам, установленным.
Так в соответствии изменениям, которые вступили в силу с 1 января 2022 г, исключен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск иностранной РЭП для целей осуществления закупок. Ранее это позволяло государственному или муниципальному заказчику обойти правило «третий лишний» написав любое обоснование, почему он не может приобрести российскую, и закупить зарубежную продукцию.
ПП 2213 устанавливает требование об отклонении заказчиком участия в закупке всех заявок, где представлена РЭП иностранного происхождения, если в конкурсе участвует хотя бы одна или более заявок, удовлетворяющих требованиям конкурса с РЭП, произведенной на территории стран Евразийского экономического сотрудничества (ЕАЭС). Подтверждением производства РЭП на территории государств – членов ЕАЭС будет являться:
— наличием сведений о такой продукции в Реестре РЭП РФ в соответствии с требованиями ПП 719.
— наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров, ведение которого установлено Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105;
— для производителей из стран ЕАЭС для ряда видов продукции достаточно наличие сертификата о происхождении товара по форме СТ-1.
Допуск евразийской РЭП к закупкам на основании сертификата СТ-1 будет осуществляться до 30 июня 2022 г. К указанному времени государства – члены ЕАЭС должны разработать и согласовать критерии подтверждения производства РЭП на территории ЕАЭС, соответствие которым будет являться основанием для включения продукции в евразийский реестр промышленных товаров. Минпромторг России будет контролировать, чтобы разрабатываемые критерии не уступали установленным требованиям Правительством РФ к уровню локализации российских товаров.
В ПП 2213 установлено обязательное требование по указанию в заявке совокупного количества баллов для РЭП в соответствии с ПП 719.
Отменено условие о том, что не устанавливается ограничение на допуск РЭП, производимой в иностранных государствах, если в реестре РФ и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует РЭП, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) РЭП, и (или) РЭП, включенная в реестр РФ или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим. эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке РЭП.
Также ПП 2213 расширяет перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
Кроме того, Минпромторг планирует ввести дополнительные преимущества для российской вычислительной техники на рынке государственных и муниципальных закупок. Речь идет в том числе о планшетах, ноутбуках, ПК, электронных книгах, смартфонах, серверах и системах хранения данных (СХД). Министерство предполагает обязать государственных и муниципальных заказчиков отклонять заявки на поставку техники с зарубежным процессором, если в конкурсе участвует хотя бы одна заявка на продукцию с отечественным процессором, соответствующая требованиям техзадания. Эксперты полагают, что заказчики будут стараться обходить регулирование путем формирования заранее невыполнимых для российских процессоров требований.
В целом, изложенный выше комплекс мероприятий, должен привести к расширению ограничительных мер для участия в закупках РЭП иностранного происхождения и стимулированию производства и рынков сбыта для отечественной продукции.