С 15 по 18 июня в Санкт-Петербурге проходит международный экономический форум (ПМЭФ), на котором обсуждаются важнейшие политические и экономические вызовы , стоящие перед Россией. Не случайно, в их числе традиционно большое внимание уделяется вопросам судостроения, судоремонта и модернизации имеющегося флота с целью использования на просторах северных широт.
Одной из главных задач, поставленной президентом России В.В. Путиным в области судостроения и судоремонта, является обеспечение перевозки порядка 80-и миллионов тонн различных видов грузов по Северному морскому пути в срок до 2024 года, а также 150-и миллионов тонн к 2030 году, на что особое внимание обратил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Гусейнов Г.Г., при этом подчеркнув, что для выполнения поставленной задачи потребуются большие инвестиции.
Заместитель министра также отметил дефицит в части судоремонта на Дальнем Востоке, но при этом подчеркнул существование множества льгот и преференций для бизнеса, мотивирующих к высокой производительности. Например, сниженные страховые взносы в арктической зоне с 30 до 7,5 процентов, а также отсутствие НДС на товары, относящиеся к процедуре СТЗ (размещение и использование товаров в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, и т.п.).
На форуме выступало немало представителей государственных корпораций и крупного бизнеса, в их числе генеральный директор АО «ОСК» Алексей Львович Рахманов, который обратил внимание на предпочтение владельцев ряда судов ремонтировать суда за рубежом, причиной чего является принадлежность судов зарубежной юрисдикции. Закончил свое выступление Рахманов А.Л. предложением обнуления НДС для судовладельцев, что сделает привлекательнее ремонт судов в России в сравнении с иностранными верфями.
Не остался в стороне глава Архангельской области, губернатор Александр Витальевич Цыбульский, заявивший о конкурентоспособности наших цен на рынке судоремонта в ситуации, когда некоторые зарубежные порты становятся полностью закрытыми для ремонта российских судов, при этом повышается стоимость ремонта в таких странах, как Турция и Индонезия. Вопрос развития в области судостроения и судоремонта в Арктике, несомненно одна из основных задач Арктического совета. Российская Федерация настроена в кратчайшие сроки настроить необходимые маршруты для судов в высоких широтах и сделать их в первую очередь безопасными, экологичными и экономически целесообразными. Россия приветствует различные формы взаимодействия в части развития и подготовки квалифицированных специалистов для работы в Арктике и закрепления высоких международных стандартов в морской области.
В обсуждениях, развернувшихся в ходе международного семинара по судостроению и судоремонту выступил директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Борис Кабаков, а также заместитель председателя правления «НОВАТЭК», Председатель Арктического экономического совета Евгений Амбросов, заместитель генерального директора Северного морского пути государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Вячеслав Рукша ряд других представителей отечественного судостроения.