Исторически не только в России, но и во всем мире грузовой водный транспорт был и остаётся наиболее развитым и экономически выгодным средством обеспечения перевозок. Неоспоримое преимущество водных путей – обеспечение возможности перевозки крупногабаритных грузов, их доставки в труднодоступные районы, в которые нет доступа альтернативному транспорту. Основными и часто перевозимыми грузами по нашей стране являются уголь, цемент, минеральные удобрения, песок, щебень, руда, негабаритные металлоконструкции и другие материалы.
В условиях санкционного давления, когда нарушаются сложившиеся логистические цепочки, организация системы речного транспорта внутри страны становится первоочередной задачей Правительства.
Не случайно, в рамках Транспортной стратегии на ближайшие 7 лет предусматривается ряд мер для приоритетного развития именно водного транспорта. Определенные Стратегией меры прежде всего направлены на обновление инфраструктуры, обеспечение судоходной проходимости и модернизация речного флота.
28 июня 2022 года на пленарном совещании премьер-министр Михаил Мишустин отметил особую важность транспортной артерии, проходящей по Волго-Донскому каналу. На его развитие до 2024 года Правительство России выделяет 28.5 млрд рублей. Планируется выделить также 5.39 млрд рублей на реализацию комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий.
Как отметил премьер-министр, для развития водного транспортного сообщения, предстоит провести огромный фронт работ, который включает в себя следующие направления:
— обеспечение флота новыми современными судами;
— наращивание грузопотока до 180 млн тонн;
— построение новых и реконструкция существующих гидротехнических сооружений;
— капитальный ремонт и увеличение количества речных причалов в портах;
— создание дополнительных рабочих мест;
— проведение работ по обводнению рек;
— расчистка берегов и дальнейшая утилизация затонувших судов;
— обеспечение уровня безопасности на внутреннем водном транспорте.
Как показывают последние события, развитие внутреннего грузового водного транспорта – это вопрос первостепенной важности, вопрос выживания и развития российской экономики. Транспортная стратегия РФ сейчас находится в финальной стадии доработки и будет докладываться в Правительстве в июле-августе 2022 года. Строительство новых судов, создание правильно организованной инфраструктуры, нормативно-правовое обеспечение – это те вызовы, на которые Россия должна ответить уже сегодня.