Проблемы, возникшие в ходе пандемии, отразились негативным образом и на международных пассажирских перевозках, и на авиационной отрасли в целом. Некоторые авиакомпании обанкротились, другие понесли большие финансовые убытки, многие профильные специалисты остались без работы. Ряд авиаперевозчиков сумели адаптироваться, перепрофилировав самолеты под грузовые перевозки.
В России общая неблагоприятная обстановка усугубилась введением массированных западных санкций, направленных в том числе на подрыв российской системы авиаперевозок.
Для нейтрализации негативных последствий общего снижения объема перевозок и санкционного давления в настоящее время в России осуществляется реализация ряда государственных программ. Первостепенное значение имеет «Государственная программа развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Она реализуется по таким направлением как самолетостроение, вертолетостроение, авиационное двигателестроение, авиационные агрегаты и приборы, авиационная наука и технологии и в целом комплексное развитие отрасли. Основной целью данной госпрограммы является создание конкурентной авиационной техники российского производства для внутренних перелетов с увеличением объема общей добавленной стоимости в отрасли авиастроения в 3 раза превышающей уровень 2013 года. В рамках отраслевой программы импортозамещения реализуется создание новых проектов воздушных средств с минимизированным объемом импортных комплектующих.
Помимо отраслевых программ, поддержка отечественной авиации осуществляется и посредством других механизмов. В частности, Правительство Российской Федерации намерено направить более 30 млрд рублей на реализацию приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», охватывающего все основные транспортные отрасли.
Важной законодательной основой для проведения системной работы в области импортозамещения является Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Его целью является стимулирование локализации производства, в рамках которого одним из направлений является заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК) с производителями.
Таким образом, регулирование со стороны государства, наличие перспективных проектов и активная деятельность государственных корпораций в авиастроительной промышленности, современная научно-техническая база и наработки позволят постепенно достичь достаточного уровня импортозамещения и ликвидировать технологическое отставание.