21 декабря прошло очередное заседание Морской коллегии, направленное на реализацию стратегических целей национальной морской политики, которое провел Заместитель Председателя Правительства-Министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
На Коллегии обсуждались, прежде всего, вопросы, связанные с обеспечением обороноспособности России, в частности, строительство глубоководных сил и средств Минобороны. В области гражданского судостроения углубленно прорабатывалась, в первую очередь, проблематика развития российской Арктики и ее транспортной инфраструктуры, прежде всего, “Севморпути”, обновления морского транспорта. Однако не остались без внимания и другие вопросы: реализация практически значимых научных исследований, НИОКР, сохранения ресурсов Мирового океана.
Денис Мантуров отметил важность преодоления новых вызовов, стоящих перед отраслью: замещение комплектующих и судового оборудования, формирование суверенной ремонтной базы, развитие контейнерных услуг, донастройка институтов фрахта и страхования, полное раскрытие научного и кадрового потенциала. Существующие трудности не должны тормозить работы и срывать плановые сроки.
Несмотря на беспрецедентные санкции Запада работы ни по одному из перечисленных направлений не были приостановлены. В частности, для Севморпути уже построены три атомных ледокола и строится ещё столько же, активно ведется строительство обеспечивающего флота.
В докладе статс-секретаря – заместителя Министра промышленности и торговли Виктора Евтухова по строительству судов для «Севморпути» было отмечено, что на данный момент текущим портфелем заказов предусмотрено строительство 26 единиц судов транспортного флота, которые строятся на ССК “Звезда”. В том числе это 15 танкеров-газовозов, 10 арктических танкеров-челноков проекта дедвейтом 120 тысяч тонн, 1 танкер-челнок проекта дедвейтом 69 тыс. т. Вопрос о том, как будут использоваться эти суда в условиях ограничения на закупку российских углеводородов детально не рассматривался, но очевидно есть стратегический расчет на переориентацию на поставки в Китай и Индию.
Обсуждался и важнейший для отечественного судостроения вопрос производства собственного судового оборудования. В Российской Федерации на текущий момент осуществляется не только производство судовых дизелей и дизель-генераторов , но и проводятся мероприятия по разработке модификаций двигателя Д-500 и ДМ-185.
Для усиления развития импортозамещения в этом направлении было предложено определить обязательство государственных заказчиков гражданских судов всех типов при выборе проекта судна требовать от бюро-проектантов применять в составе проектов судов энергетическое оборудование отечественного производства.