В настоящее время, в связи с усилившимися антироссийскими политическими и экономическими санкциями стран Запада, для отечественной экономики стратегически важным становится ускоренное развитие стабильных логистических потоков как на международном уровне, так и внутри страны. В рамках существующей стратегии развития страны Правительство России концентрирует усилия на освоении транспортных межгосударственных и внутренних маршрутов, развивая альтернативные пути поставки внесенных в санкционные списки товаров. К 2030 году объем перевозок должен возрасти более, чем в 3 раза.
Наиболее существенное увеличение грузопотоков планируется, прежде всего, за счет развития морских перевозок, морской транспортной инфраструктуры и судостроения.
В частности, для значительного увеличения грузооборота со странами Южной и Центральной Азии (с Индией, Ираном, Пакистаном и пр.) предусматривается ускоренное развитие созданного еще в 2000 г. транспортного коридора «Север-Юг» (участники РФ, Индия и Иран). Позже к проекту присоединились и другие страны-участники (Казахстан, Азербайджан, Белоруссия и др.).
Коридор предусматривает использование как железнодорожного, так и водного транспорта. Что касается водного транспорта, принадлежащего российским судовладельцам РФ и судовладельцам прикаспийских стран (морские суда и суда класса «река-море), то он будет обслуживать транскаспийский маршрут между портами РФ, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении. Не исключается также участие российских морских транспортных судов в доставке грузов из портов Ирана до портов Индии и других стран Южной Азии.
Запланированные дноуглубительные работы на Волго-Каспийском канале дадут возможность проводить по нему суда с осадкой до 4,5 м, что позволит, в частности значительно увеличить грузооборот портов Астрахань и Оля в Астраханской области, в том числе их контейнерных терминалов.
С учетом усилий российского государства по модернизации внутренних водных путей в европейской части РФ возможно также существенное увеличение объемов доставки грузов судами класса «река-море» с Каспийского до Балтийского, Азовского и Черного морей и обратно.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить запланированное существенное увеличение перевозок по коридору «Север-Юг», потребуется значительное дополнительное количество судов различных видов: как транспортных, так и вспомогательных, морских и класса «река-море».
Отечественная судостроительная промышленность имеет все необходимые инженерно-технические и производственные возможности для строительства при поддержке государства необходимого дополнительного количества всех типов транспортных судов, нужных для развития коридора «Север Юг».
Однако, необходимо особо отметить, что согласно требованиям действующего российского законодательства, суда, которые будут построены с любыми видами государственной поддержки, должны будут соответствовать критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, для чего судостроителям и производителям судового комплектующего оборудования придется своевременно задуматься о повышении уровня локализации своей продукции, соответствующем всем современным требованиям в области импортозамещения.