Минпромторг подготовил проекты
постановлений, которые устанавливают новые правила применения нацрежима в
госзакупках. В наших обзорах расскажем, как изменятся эти правила и перечни
приобретаемых товаров. Данный материал посвящен запретам на допуск иностранной
продукции.
На какие закупки распространятся запреты
Проект поправок к Постановлению N 239 дополнен запретами,
установленными Постановлениями N 656, 791, 1072 и 9. Эти акты должны утратить
силу с 1 января 2020 года.
Планируется, что запрет на допуск иностранных товаров из
перечня к проекту будут устанавливать только при закупках для нужд обороны и
безопасности государства. Сейчас такое ограничение предусмотрено только в
Постановлениях N 9 и 239.
Если проект утвердят в данной редакции, заказчики смогут для
собственных нужд закупать без применения запретов товары легкой, мебельной,
деревообрабатывающей промышленности и некоторые товары машиностроения. Вместо
запретов для этих товаров планируют установить ограничения допуска иностранных
товаров.
Какие товары войдут в новый перечень
Большая часть товаров, на которые сейчас распространяется
запрет, войдет в новый перечень. Запрет будут применять не только к товарам, но
и к работам и услугам, вместе с которыми закупаются товары.
Для группы товаров легкой промышленности за основу взят
перечень 1, утвержденный Постановлением N 791.
Некоторые группы товаров хотят существенно дополнить. В
частности, в перечень планируют включить больше позиций:
— продукции тяжелого машиностроения (центральные
кондиционеры, электропечи сопротивления и др.);
— сельскохозяйственного машиностроения (загрузчики и
разгрузчики, машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или
сухих бобовых культур и др.);
— пищевого машиностроения (холодильное и морозильное
оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности, посудомоечные
машины и др.);
— строительно-дорожного машиностроения (асфальтоукладчики,
копры и копровое оборудование для свайных работ и др.).
Появится новая категория товаров, на которые ранее не
распространялся запрет. Это товары судостроительной промышленности и морской
техники: речные и морские суда, паромы, буксиры и т.п.
Некоторые позиции не вошли в новый перечень. В их числе:
08.11.1 — камень для памятников и строительства;
08.12 — гравий, песок, глины и каолин;
23.11 — стекло листовое;
28.92.50.000 — тракторы гусеничные;
29.10.59.210 — средства транспортные для перевозки денежной
выручки и ценных грузов.
Как будут применять запреты
Предложены единые правила применения запретов для всех
товаров из перечня. Их нельзя будет допускать к закупке, если они происходят не
из стран ЕАЭС. Как и сейчас, в одной закупке не могут быть товары, включенные в
перечень и отсутствующие в нем.
Чтобы подтвердить российское происхождение товара, в заявке
(окончательном предложении) участник будет представлять выписку из реестра
российской промышленной продукции, которая формируется с помощью ГИСП.
Подтверждением происхождения товара из страны ЕАЭС будет
наличие товара в реестре евразийской промышленной продукции. В проекте не
указано, как участник должен доказать, что его товар есть в реестре.
При закупке определенных позиций нужно будет устанавливать дополнительное
требование к участникам. При производстве текстильных изделий, перечисленных в
проекте, они должны будут использовать ткани, материалы или полуфабрикаты из
перечня, происходящие из стран ЕАЭС. Подобного требования для закупок товаров
мебельной и деревообрабатывающей промышленности, которое действует сейчас, в
проекте нет.
При исполнении контракта нельзя будет заменить товар из
перечня иностранной продукцией.
В течение 10 рабочих дней после заключения контракта заказчик
должен будет разместить посредством ГИСП информацию о результатах закупки.
Какие будут исключения при применении запретов
Предложены случаи, когда запреты не нужно будет применять, в
частности:
— у заказчика есть разрешение на закупку иностранного товара,
выданное с помощью ГИСП;
— закупаемый товар несовместим с товарами, которые уже есть у
заказчика;
— нужно закупить запчасти и расходные материалы для машин и
оборудования заказчика по технической документации.