Правительство Российской Федерации продолжает активно работать над инструментами, обеспечивающими экономическую и технологическую безопасность страны.
Так, с начала 2025 года вступили в силу новые законодательные инициативы, направленные на усиление национального режима при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для юридических лиц – Постановление Правительства РФ № 1875 (ППРФ № 1875) и Федеральный закон № 318-ФЗ.
Основные изменения включают:
1. Уточнение критериев и стандартизация правил закупок:
— установлены единые правила для государственных и муниципальных закупок;
— введен приоритет отечественных товаров, работ и услуг (ТРУ) перед импортными;
— определены новые перечни импортной продукции с ограничениями или запретами на участие в торгах.
2. Запреты и ограничения на закупку:
— продукция, для которой уже действует запрет согласно 44ФЗ и 223ФЗ, будет исключена из закупок;
— введены ограничения на закупку промышленной продукции, радиоэлектроники и продуктов питания;
— исключения предусмотрены для товаров из стран Евразийского экономического союза.
Ранее ППРФ от 30 апреля 2020 г. № 616 было утверждено во исполнение норм 44-ФЗ (часть 3 статьи 14). В 2024 году в 223-ФЗ также введена статья 3.1-4, которой предусмотрено аналогичное полномочие Правительства РФ (Федеральным законом от 08.08.2024 № 318-ФЗ).
В настоящее время и 44-ФЗ (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 14) и 223-ФЗ (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 3.1-4) предусматривают полномочие на установление запрета иностранных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц.
Следовательно, запрет, предусмотренный приложением № 1 к ППРФ от 23 декабря 2024 г. № 1875, применяется и к закупкам по 44-ФЗ и к закупкам по 223-ФЗ.
То же касается и приложения № 2 (ограничение закупок товаров).
Но приложение № 3 (минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения) применяется только к закупкам по 223-ФЗ.
3. Публикация отчетности:
— данные о закупках отечественных локализованных ТРУ по 223ФЗ и 44ФЗ должны быть опубликованы в Единой информационной системе (ЕИС) до 1 февраля каждого года;
— Отчеты формируются на основе информации из реестров договоров и контрактов.
4. Случаи, когда национальный режим можно игнорировать:
— если на территории Российской Федерации отсутствует производство товара, являющегося объектом закупки, что подтверждается разрешением, выданным заказчику Минпромторгом России до начала осуществления закупки;
— если программные продукты не имеет аналогов в реестре отечественного ПО;
— ограничения можно игнорировать при закупках продукции с определенным товарным знаком для использования с уже имеющимися товарами;
— при закупках товара из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, в соответствии с технической документацией на них.
5. Требования к подтверждению страны изготовления:
— перечень сведений и документов будет зависеть от предмета закупки;
— для товаров из запрещающих и ограничивающих списков требуется предоставить реестровый номер;
— при закупке продукции относящейся к радиоэлектронике, необходима информация об уровне продукции;
— для фармацевтических препаратов требуется сертификат по форме СТ-1
или заключение Минпромторга России до 01.07.2024, а также подтверждение проведения всех стадий производства на территории ЕАЭС.
Правительство продолжает совершенствовать законодательную базу, направленную на увеличение уровня локализации российской продукции и обеспечение технологической безопасности России. В настоящий момент наилучшие показатели динамики импортозамещения демонстрируют такие отрасли, как радиоэлектроника, судостроение и производство медицинских изделий и оборудования. Дальнейшее совершенствование нормативной базы позволит в среднесрочной перспективе существенно сократить отставание России в области ключевых технологий от ведущих промышленных стран мира.