Сегодня, как и многие отрасли промышленности в нашей стране, российское автомобилестроение испытывает серьёзные трудности. Большинство иностранных производителей остановили производство. Практически на всех заводах приостановилось локальное изготовление продукции, как самих автомобилей, так и комплектующих. Объём продаж упал до 50%.
Но отечественный автопром не опускает руки, несмотря на сложность стоящих задач. В конце 2022 года калининградский «АВТОТОР» остановил сборку автомобилей Hyunday и Kia из-за проблем с комплектующими. Руководством компании было принято решение о переналадке конвейерных линий под другие модели машин. Но уже в январе 2023 года на заводе стартовало производство автомобилей. Две компании — АВТОТОР и Kaiyi Avto подписали соглашение о запуске производства седана E5, а также соглашение о сотрудничестве, тем самым АВТОТОР стал владельцем эксклюзивного права на выпуск продукции марки Kaiyi.
Планируется в ближайшее время поэтапно наращивать уровень локализации. Выпуск автомобилей на сегодняшний день производится на модернизированном конвейере, с проведённой на нём переналадке оборудования и автоматизации элементов и роботов, с внедрением нового ПО стендов тестирования электронных систем.
Одной из основных задач в этом сегменте, является создание автомобилей с локализацией производства не менее 80%. В планах, к 2035 году, увеличить долю легковых машин с двигателем внутреннего сгорания до 70%, а с электродвигателем до 30%. Также в эту задачу входит список планируемых к локализации основных компонентов. К 2025 году есть возможность наладить выпуск силовой установки для электрического транспорта, реечного рулевого механизма. Предполагается начать изготовление чип-контроллеров и печатных плат, датчиков систем управления и ряда других электромеханических компонентов.
Аналогичные планы по достижению максимального уровня локализации производства имеются и у автозавода «Москвич». Разработана поэтапная стратегия развития предприятия. На начальном этапе в 2023-24 годах работы будут выполняться по крупноузловой сборке. В середине этапа, с 2024 года, дополнительно к крупноузловой сборке начнётся мелкоузловая сборка, планируется привлечь к производству поставщиком, производящих полностью российские компоненты, тем самым повысив уровень локализации. В завершении последнего, третьего этапа, на заводе начнут собирать электрические автомобили. Основные компоненты такие как, электродвигатель, батареи, редуктор, будут изготовлены из российских компонентов.
А пока, в связи с трудностями поставок комплектующих и запасных частей от таких производителей как: Автоваз, Соллерс и Камаз, поступило обращение в Минпромторг с просьбой продлить упрощенные правила до лета 2024 года. Эти правила дают возможность не комплектовать автомобили определёнными системами безопасности (АBS, ESP), ка система ЭРА-Глонасс вообще может быть без функции автоматического срабатывания. Двигатели разрешено изготавливать с классом экологичности «Евро-0». Это время дано компаниям-производителям найти верные выходы из сложившийся ситуации.
Минпромторг России планирует внести корректировки по ужесточению требований к производству автомобилей с 1 июня 2023 года.