С началом специальной военной операции и введении против России беспрецедентных санкций наша страна была вынуждена ввести так называемый «параллельный импорт», т.е. ввоз в страну продукции без получения разрешения на это производителя-правообладателя. В настоящее время основной объём доставки этой продукции ведётся из Китая. Ранее значительная часть поставок проходила через Казахстан.
На прошлой неделе Минпромторг принял решение расширить перечень параллельного импорта. Прежде всего, изменения коснулись автомобильной отрасли. С весны 2022 года в рамках параллельного импорт дилеры уже поставляют автомобили таких марок как: Tesla, Nissan, BMW, Skoda, Audi, Lexus, Subaru, Honda, Infiniti, Volkswagen, Toyota, Land Rover, Merсedes-Benz и другие известные бренды. Теперь к добавятся Opel, Mazda, Renault, Ford, Kia, Peugeot, Isuzu, Hyundai, Genesis, Citroen, Dacia. Это же относится и к комплектующим.
Также в расширенный список продукции, ввозимой в Россию по параллельному импорту, вошли компании-производители детских игрушек и товаров, одежды, косметики, парфюмерии, моторных масел, бытовой техники, комплектующих для сельхозтехники, судовой техники именитых иностранных брендов Nintendo, Giorgio Armani, Shell Helix, Zanussi и другие.
Отдельно можно остановиться на известной компании IKEA, основанной в Швеции. Основным продуктом являлась мебель, 80% которой изготавливалась на российских предприятиях из российского сырья и, естественно, с привлечением российских работников. Ориентировочно, к началу лета 2023 года, некоторые позиции из ассортимента товаров IKEA получится найти в продаже. Правда, формально, руководство IKEA всё-таки надеется на возвращение своего бизнеса в Россию через несколько лет. Вопрос остаётся открытым, поскольку есть компании, в том числе и белорусские, которые с удовольствием заполнят эту нишу.
Проводимая Минпромторгом процедура даст время и возможность увеличить производство для того, чтобы в дальнейшем закрывать потребности предприятий внутри страны.
Возможно, при таком подходе, определённые бренды будут вычеркнуты из документа и на их замену придут компании, которые будут владельцами нескольких торговых марок одновременно.
По итогам 2022 года продажи товаров на экспорт из нашей страны выросли почти на 20%, а импорт снизился почти на 12%. Но в плане ценовой политики остается много нерешенных вопросов. В частности, вопрос ценообразования, поскольку стоимость завозимых товаров по «параллельному импорту», как правило, значительно выше, чем начальная цена.
Поэтому сейчас пред экономикой страны стоит задача развития отечественного производства, при котором появятся российские бренды, как минимум, не уступающие зарубежным аналогам.