24 сентября 2021 года в Северной столице нашей страны завершилась 16-я Международная выставка «НЕВА 2021», которая входит в ТОП-10 Мировых отраслевых выставок.
Впервые выставка состоялась в 1991 году и традиционно проходит каждые два года увеличивая свои масштабы, прежде всего, при поддержке Минпромторга России, а также Минтранса РФ, МИДа РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Морской коллеги при правительстве РФ, Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга и др.
Международная выставка «Нева» является одной из главных площадок для развития, а также стратегическим местом осуществления диалога ведущих экспертов по актуальным вопросам развития судостроительной отрасли.
В этом году было представлено порядка 550 компаний из них более 100 зарубежных представителей, которые продемонстрировали достижения в области производства, поставок, сервиса и модернизации парка гражданской техники морского и речного назначения, что содействует как международному трансферу технологий, так и локализации предприятий судостроения, производства судового и портового оборудования и систем.
Основными мероприятиями выставки «Нева» стали сессия «Международное, техническое и научное сотрудничество для обеспечения устойчивого судоходства и развития транзита в Арктике», а также практический семинар «Перспективы развития программы импортозамещения в судостроении»
(«Перспективы развития программы импортозамещения в судостроении» — YouTube), на которых участники обсудили крупнейшие национальные проекты, перспективы судостроительной отрасли, также политику государства в области поддержки развития отечественных технологий и производства.
Ключевым направлением мероприятия стал вопрос обсуждения и реализации целей, задач, механизмов импортозамещения судового комплектующего оборудования, а также действующие нормативно-правовые акты, регулирующие развитие импортозамещения и их влияние на иностранных поставщиков. Большой интерес вызвали темы, касающиеся преимуществ перехода на балльную систему, принципов функционирования Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), а также запрета на поставки иностранной продукции в рамках ФЗ-44.
В рамках реализации и развития в РФ программы импортозамещения в сфере судостроения и ввиду внедрения требований, норм и правил по повышению уровня локализации продукции отечественным производителям для активного развития производства необходимо системно вести работу по приведению продукции своих предприятий в соответствие национальным и корпоративным стандартам. Применение новых требований предполагает повышение эффективности систематизации и унификации установленных критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а также переход на балльную систему подсчета уровня локализации, что сделает процедуру подтверждения требованиям законодательства более эффективной и понятной для всех игроков рынка.
Участники выставки на круглых столах обсудили важнейшие темы влияния изменений в нормативно-правовом обеспечении судостроительной отрасли на развитие импортозамещения судового оборудования и материалов, а также потенциал отечественного рынка. Помимо прочего, вызвали большой интерес среди производителей вопросы о комплексе мер господдержки в отечественном судостроении.