Недавно в СМИ поступила информация, что производителям электромобиля Zetta придется вернуть в бюджет около 560 млн рублей.
Начиналось все на оптимистичной ноте: предполагалось, что стоимость машины, реализующей передовые российские технологии в области автомобилестроения, будет начинаться от 450 тыс. рублей, при этом к 2023 году инвесторы рассчитывали выйти на самоокупаемость и продаж в 15 тысяч машин в год. Опытные образцы автомобиля были продемонстрированы на самом высоком уровне. Объем инвестиций из разных источников постоянно рос.
Уже к 2019-2020 году завод должен был наладить серийный запуск «бестрансмиссионного электромобиля на асинхронных мотор-колесах с приводной системой 4х4», однако, на практике все оказалось не так просто. Выход постоянно откладывался по различным причинам, а в 2024 году по данным ряда СМИ против менеджмента предприятия было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) по факту хищения бюджетных средств.
Фактически сейчас предприятие стоит на грани банкротства. Это еще один повод вспомнить о том, как важно правильно планировать и организовывать реализацию проектов с софинансированием или субсидиями со стороны государства.
Государство, выдавая субсидию, ставит ряд условий по целевому использованию средств и порядку отчетности и контроля. В зависимости от программы (например, поддержка малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса, социальных проектов), могут применяться дополнительные требования. Отчетность сдается через ГИИС «Электронный бюджет» или напрямую в Минпромторг, Минэкономразвития, Минсельхоз или другой уполномоченный орган.
Одним из типовых условий получения субсидий является обязательство производителя подтвердить требуемый уровень локализации продукции согласно Постановлению №719 и внести ее в Реестр российской промышленной продукции. На текущий момент для большинства видов продукции уровень локализации, который необходимо обеспечить, достаточно высок и составляет порядка 40-80% в зависимости от вида продукции.
С чего же начать эту сложную работу по обеспечению уровня «российскости»? Консалтинговые компании советуют начинать с разработку общего плана действия по внесению продукции в Реестр, исходя из специфики организации производства и требований российского законодательства по конкретным видам как самой продукции, так и основных комплектующих (узлов). При этом крайне важно отслеживать изменения российской нормативно-правовой базы в части, касающейся требований к уровню импортозамещения Продукции. Реализация комплексных проектов рассчитана обычно на несколько лет и за это время законодательство может потерпеть существенные изменения, которые могут стать критическими для производителя. При этом могут измениться как сами требования к продукции, так и порядок оформления подтверждающих документов. Сами документы обязательно проверяются на предмет соответствия нормативным документам РФ, профильного министерства, стандартам ГОСТ, ЕСКД, методическим указаниям Торгово-промышленной палаты РФ. Необходимо правильно организовать работу с партнерами и субподрядчиками, поскольку к ним также могут предъявляться серьезные требования при прохождении экспертизы.
Наградой за эти титанические усилия производителя будет прохождение им многоэтапной экспертизы в ТПП РФ и Минпромторе и подтверждение российского происхождения его продукции.
Российское правительство готово сейчас вкладывать значительные средства в те предприятия, которые честно работают и непрерывно повышают уровень локализации производства на территории и РФ и крайне нетерпимо относится к тем, кто использует государственные средства нецелевым образом. Будем надеяться, что пример производителей Zetta станет единичным случаем на фоне общего подъема нашей промышленности.










