микроэлектроника

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ – ЗАЛОГ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

22 января этого года Правительство РФ своим Распоряжением №20-р утвердило «Стратегию развития электронной промышленности на период до 2030 года».  Основной целью обозначено «создание конкурентоспособной отрасли на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизация технического перевооружения производственных мощностей, создание и освоение новых промышленных технологий, а также совершенствование нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей в современной электронной промышленности». Стратегией предусматривается комплексное решение задач по девяти ключевым направлениям: «Научно-техническое развитие», «Средства производства», «Отраслевые стандарты», «Кадры», «Управление», «Кооперация», «Отраслевая информационная среда», «Рынки и продукция» и «Экономическая эффективность». Отставание от западных стран в области электронных технологий, наряду с проблематикой технологий и производства оборудования для нефтегазовой отрасли,  на протяжении последних десятилетий является ахиллесовой пятой, препятствующей обеспечению экономической и политической безопасности России. Даже отказавшись от закупок у США и их европейских партнеров, закупая микроэлектронику в Китае и странах Азии, Россия рискует, поскольку США по-прежнему контролируют патенты на ключевые технологии в азиатских странах.  

Задачи, сформулированные в Распоряжении 20-р амбициозны. Например, объём экспорта электронной продукции к 2030 году планируется довести до уровня 12 млрд долларов США.

Созданию документа предшествовала большая подготовительная работа Минпромторга по оценке состояния отрасли, возможностей локализации производства, формирования кооперационных цепочек российских предприятий. Исходя из текущего состояния промышленности и перспектив его развития рассчитаны целевые показатели. Планируется, увеличение доли гражданской электронной продукции в общем объёме производства промышленной продукции — до  87,9%. Одновременно, по мере развития импортозамещения и локализации производства н а территории РФ доля электронной продукции российского производства в общем объёме внутреннего рынка электроники должна возрасти до 59,1%.

Стратегию планируется реализовывать в три этапа:

— 2020–2021 годы – увеличение доли российской электроники на внутреннем рынке в основном за счёт традиционных рынков и национальных проектов, а также подготовка активного продвижения на международные рынки;

— 2022–2025 годы – продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки, включая комплексные предложения и партнёрства с иностранными партнёрами, а также масштабирование инвестиционных проектов;

— 2026–2030 годы – устойчивый рост отрасли, обеспечение её лидирующих позиций на перспективных рынках и глобального технологического лидерства.

Цифровизация, компьютерная обработка крупных массивов данных, доступность приложений и информации из любой точки мира – одни из принципиальных векторов развития России.  Информационная безопасность России становится невозможна без производства электронных компонентов на территории страны. При решении национальных задач политического, экономического, социального характера Россия нуждается в надежных, защищенных отечественных высокотехнологических аппаратно-программных комплексах, полностью произведенных на территории РФ и не зависящих от западных санкций.

Целый ряд западных и азиатских компаний готовы расширять локализацию производства на территории России, создавая самостоятельно и совместно с российскими партнерами производственные мощности на территории РФ. Поэтапная локализации производства микроэлектроники – одна из приоритетных задач в области реализации стратегии развития российской промышленности, а также политики импортозамещения. Но этого явно недостаточно.

В нашей стране существует немало российских предприятий, не утративших компетенций, научного и кадрового потенциала в сложные 90-е годы. К таким предприятиям можно отнести НИТИ «Авангард», «Микрон» и ряд других. Во многом такие предприятия выжили за счет гособоронзаказа. Сегодня перед ними стоит не менее сложная задача, чем в 90-е – адаптировать свое производство под нужны гражданского сектора, обеспечить качественный скачок в применяемых при производстве технологиях, развить кооперацию, которая позволить создавать продукцию микроэлектроники  мирового уровня по конкурентным ценам. Условия для развития собственного производства микроэлектроники формируется. Во многом себестоимость единицы продукции зависит от серийности производства, объемов заказа. И так , как никогда, важно роль государства. Постановления Правительства РФ №719, №848 и ряд других направлены на то, чтобы дать максимальные преференции и обеспечить поддержку российских производителей. Важно не сбавлять темп, обеспечить эффективный диалог органов власти и промышленный компаний и совместными усилиями преодолеть накопившиеся трудности.

Поделиться

Связанные статьи

АНО Судпром

Производители судового оборудования создают профессиональное сообщество

Впервые в России производители судового оборудования смогут объединиться для совместного развития проектов и защиты своих интересов. 15 октября 2020г при поддержке Министерства промышленности и торговли

Back To Top