Инициатива о нулевой ставке НДС в отношении работ по ремонту гражданских судов обсуждается в профессиональном сообществе уже более двух лет. Беспрецедентные санкционные ограничения со стороны некогда бывших стран-партнеров России сыграли роль триггера в этом вопросе. Более 9 месяцев назад Минпромторг России направил в адрес Правительства РФ предложение с просьбой поддержать отечественный судоремонт, одновременно на рассмотрение председателя Правительства России Михаила Мишустина был представлен законопроект, подготовленный Минфином России. И вот уже Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок в Налоговый кодекс РФ. До конца февраля 2023 года проект документа может быть рассмотрен Государственной думой.
Согласно законопроекту, участники отрасли смогут применять нулевую ставку НДС при оказании услуг по ремонту гражданских судов разных классов и назначения. Разработанный механизм станет доступен при условии подписания специального инвестсоглашения с Минфином и Минпромторгом, включающего обязанности для его участника по развитию и модернизации своих производственных активов. При досрочном расторжении специального инвестсоглашения участник соглашения обязан будет вернуться к расчету НДС по ставке 20% в отношении операций, для которых была применена нулевая ставка, начиная с 1 января года расторжения.
По предварительным экспертным оценкам представленная налоговая инициатива сэкономит от 15 до 18% затрат предприятий судоремонта. Если оценивать рынок по состоянию на конец 2021 года, статистика по 2022 году остается закрытой, – это более 5,2 млрд рублей. Принимаемая мера поддержки создаст дополнительные возможности для развития отрасли и условия для эффективной конкуренции с судоремонтными верфями из Скандинавских стран, а также участниками рынка из стран Восточной Азии