В России на государственном уровне предпринимаются беспрецедентные меры поддержки отечественных производителей судового оборудования и материалов путем формирования дополнительного спроса на такую продукцию (Постановление № 719 и др.). При этом только комплексный системный подход, предполагающий тесное взаимодействие государства, бизнеса, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и общественных организаций, позволит выстроить оптимальную программу развития всей отрасли и уйти от импортозависимости по ключевым и стратегически важным позициям, что приведет к поступательному укреплению технологической безопасности страны и повышению конкурентоспособности продукции российских производителей.
Дмитрий Стоянов, заместитель генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» – начальник центра импортозамещения судового оборудования.
Кристина Фишкова, ведущий специалист центра импортозамещения судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс».
В настоящее время в России активно реализуется программа импортозамещения в сфере строительства судов и объектов морской техники, которая сопровождается значительным количеством нормативных правовых актов и сложных для соответствия правил.
В обстановке санкционного давления, внедрения требований, норм и правил к предприятиям и повышению уровня локализации продукции, изготовленной в Российской Федерации, отечественным производителям для активного развития продаж особенно важно системно и планомерно вести работу по приведению продукции своих предприятий к соответствию национальным и корпоративным требованиям к импортозамещению.
Основные требования к продукции судостроения регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2021 г. № 758 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719» (Постановление № 719), которое вводит балльную систему при строительстве судов и объектов морской техники.
Рост спроса
Для признания судна российским судостроительному предприятию в зависимости от типа судна необходимо набрать определенное количество баллов, а перечень технологических операций и комплектующих изделий един для всех категорий судов. Сумма баллов отражает уровень фактической локализации каждого конкретного типа судна. Также в отношении продукции судостроения применяется принцип поэтапной локализации с постепенным повышением требований, а общее количество баллов и критерии локализации в дальнейшем будут устанавливаться с учетом изменений конъюнктуры рынка.
В ближайшее время возникнет необходимость строить практически все типы судов в соответствии с требованиями Постановления № 719, что сформирует значительный спрос на судовое оборудование и материалы российского производства, которые имеют Заключения.
Цель перехода на данную систему – внедрение более гибкого и удобного подхода к формированию и выполнению требований к продукции в рамках Постановления № 719, когда заказчики судов и верфи смогут сами выбрать, какими позициями им наиболее удобно набрать нужное количество баллов, с учетом технологических особенностей данного судна.
Предполагается, что положения принятой новой редакции Постановления
№ 719 окажут положительное влияние на повышение уровня импортозамещения и локализации на территории Российской Федерации, в связи с этим возрастет спросна производимое российскими предприятиями судовое оборудование и материалы, имеющие отдельное заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее – Заключение).
Развитие отраслевой кооперации
В целях достижения необходимого уровня по количеству баллов в соответствии с требованиями Постановления № 719 необходимо развивать кооперацию между участниками рынка с учетом укрупнения поставки, выделения комплексного продукта (системы) и EPC-подрядчиков для продвижения данной продукции на рынок. Полученные комплексные продукты (системы) могут быть включены в пакетные предложения по ключевым серийным проектам судов.
Применение новых требований предполагает совершенствование Постановления № 719 в части систематизации и унификации установленных критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а также переход на балльную систему подсчета уровня локализации, что сделает процедуру подтверждения требованиям Постановления № 719 и получения заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на российской территории более предсказуемой, поскольку перечень судового комплектующего оборудования будет оставаться практически неизменным.
Последовательность действий
Для получения Заключения необходимо пройти два этапа. Первый – получение акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
(ТТП РФ) о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к Постановлению № 719, или сертификата о происхождении товара (продукции) по форме СТ-1, по которому Российской Федерации является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого ТПП РФ в соответствии с приказом ТПП РФ от 16 июля 2020 г.
№ 66 «Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
Второй этап – получение самого Заключения в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением № 719.
Подача заявлений и выдача актов экспертизы и сертификатов СТ-1
с 1 января 2021 г. осуществляется с использованием Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).
Акты экспертизы выдаются заявителям при условии, что промышленная продукция включена в приложение к Постановлению № 719 и соответствует таким требованиям, а сертификаты СТ-1 выдаются при условии, что промышленная продукция не включена в приложение к Постановлению № 719 и соответствует критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным положениями Соглашения от 20 ноября 2009 г. «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».
Акт экспертизы имеет срок действия один год с даты его выдачи при условии, что в течение срока действия акта промышленная продукция соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Постановлению № 719.
Сертификат СТ-1 также имеет срок действия один год с даты его выдачи при условии, что в течение указанного срока промышленная продукция отвечает критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью вышеупомянутого Соглашения от 20 ноября 2009 г.
Приказом ТПП РФ определен следующий порядок получения актов экспертизы и сертификатов СТ-1 (Рис. 1).
Рис.1. Порядок выдачи акта экспертизы или сертификата СТ-1 ТПП РФ
Правилами выдачи определен следующий порядок получения Заключения Минпромторга России (Рис. 2).
Рис.2. Схема процесса получения заключения о производстве промышленной продукции на территории Российской Федерации
1) Субъект деятельности в сфере промышленности (Заявитель) направляет в Минпромторг России заявление о выдаче Заключения с приложением необходимых документов.
2) По результатам проверки указанных документов Минпромторг России в течение 5 рабочих дней: выдает заключение, подписанное уполномоченным лицом Минпромторга России, либо отказывает в выдаче заключения с указанием причин такого отказа в случае, если заявление представлено с нарушением требований, предусмотренных Правилами выдачи.
Полученное заключение необходимо для учета комплектующего в начислении и расчете баллов при строительстве судна. В идеальном варианте для приведения запланированного к постройке судна к соответствию требованиям Постановления № 719 необходимо учитывать такое соответствие, начиная с этапа проектирования, и в дальнейшем контролировать выполнение на этапе строительства.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации появилась уникальная возможность расширить и удовлетворить внутреннюю потребность промышленного рынка продукцией отечественных производителей. Процесс импортозамещения с каждым годом становится всё более системным, совершенствуется набор постоянно действующих инструментов и механизмов, позволяющих ставить конкретные задачи и отслеживать их исполнение.
Такая комплексная работа включает в себя целый ряд взаимосвязанных мер, направленных на формирование дополнительного спроса на продукцию судостроения, в том числе на судовое комплектующее оборудование и материалы российского производства, а также на применение приоритетности закупки и квотирования отечественной продукции судостроения.
Перед российскими участниками отраслевого рынка стоит актуальная задача в ближайшие годы оснастить строящиеся суда отечественными комплектующими изделиями и материалами с техническими и эксплуатационными характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам.
Импортозамещение в судостроительной отрасли подразумевает глобальный накопительный положительный эффект, включая развитие кооперации с предприятиями смежных отраслей. У российских отраслевых предприятий появился уникальный шанс выйти на новый уровень производства, получая большой спектр преференции, в том числе и мер господдержки. Главное условие – действовать сообща, в плотной кооперации с производителями судового оборудования, потребителями их продукции и государственными институтами.