Распоряжением №1001-р от 22 апреля 2025 года Правительство РФ внесло изменения в «Стратегию развития судостроительной промышленности».
Основной задачей, поставленной Правительством на период до 2036 года и дальнейшую перспективу до 2050 года, является увеличение загрузки действующих предприятий судостроительной отрасли, создание новых судов и обеспечение судоремонта, прежде всего для рыбопромысловой отрасли и обеспечения развития Севморпути.
Также одним из основных направлений работы станет импортозамещение линейки судового комплектующего оборудования. Производство судового комплектующего оборудования в Российской Федерации находится на этапе активного развития. Согласно проведенному анализу наиболее зависимыми от импорта являются двигатели большой мощности и высокотехнологичные системы. Несмотря на это, существуют позитивные сдвиги в производстве компонентов, таких как судовая сталь, полособульбы и подруливающие устройства, где уровень локализации достаточно высок. В зависимости от типов кораблей, судов и образцов морской техники, а также их конструктивных особенностей и назначения стоимость входящего в их состав судового комплектующего оборудования может составлять от 40 до 70 процентов стоимости их строительства. В настоящее время доля стоимости импортного комплектующего оборудования в гражданском сегменте в структуре стоимости строительства судна исходя из типов судов составляет от 65 до 80 процентов. В сфере военного кораблестроения меры импортозамещения обеспечили практически 100 процентов российских комплектующих. Для российского судостроения в настоящий период характерно мелкосерийное производство, что также снижает экономическую заинтересованность потенциальных производителей судового комплектующего оборудования, а в ряде случаев делает невозможным создание рентабельного производства. – к 2036 году половина такой продукции будет выпускаться в России, а к 2050 году долю российских комплектующих планируется увеличить до 80%. Ещё одна цель обновлённой стратегии – удвоение количества новых и модернизированных судоремонтных предприятий с трёхкратным увеличением объёма судоремонта.
В целом, обновлённая стратегия предполагает интенсивное развитие отрасли за счет организации серийного строительства судов. Так уровень загрузки действующих производств к 2036 году должен вырасти до 61%, а к 2050 году – до 73%. При этом, долю серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, предполагается нарастить с 30 до 50% от общего объёма судостроения к 2036 году и до 80% – к 2050 году.
Комментируя утверждённую стратегию на совещании с вице-премьерами 12 мая, Михаил Мишустин отметил, что «важно решить поставленную главой государства задачу по достижению технологического суверенитета. В том числе – по критическим позициям судового оборудования, самым значимым производственным процессам».